2013-04-10
О больном - об образовании
Как ни крути, но самый острый дефицит у нас в стране – кадровый. Толковые люди могут вытянуть самый низкобюджетный проект, а бездари – провалить самый дорогой.
В дополнение к директорству в фирме, я работаю «для души» по другую сторону баррикад: в кузнице кадров – в техническом ВУЗе. Когда-то я, получив диплом, поступил туда в аспирантуру. Мне сразу дали вести много занятий. Потом, как защитился, продолжил работать по личным мотивам, ну а теперь – скорее просто так, для себя. Веду дисциплины, связанные с информационными технологиями: программирование, операционные системы и т.д.
Поработав в ВУЗе, становится понятно, почему нынешние выпускники хотят получать зарплату в 150 тысяч рублей, не имея при этом ни опыта, ни знаний. Если описать всю ситуацию с образованием кратко – то можно обойтись одним словом: бардак. Причем бардак жуткий. Уж не знаю как в других отраслях в нашей стране, но тут за 10 лет не поменялось практически ничего. Никаких значимых улучшений.
Начать следует, конечно, с самого щепитильного вопроса – денежного. Еще год назад я был оформлен на полную ставку старшим преподавателем. Моя ежемесячная зарплата составляла 6000 рублей. Плюс доплата в 3000 рублей за кандидатскую степень. Итого около 9 тысяч. Надо сказать, что раньше на кафедре доплачивали «из собственного кармана» - просто так, для стимуляции. Брали деньги из проектов, которые выполняла кафедра, и доплачивали молодым. Сейчас, видимо, жадность победила, и все доплаты исчезли. Некоторые преподаватели, которые пару лет назад громко доказывали, что «нужно жертвовать собой ради науки», сейчас спустились с облаков, поскольку им тоже стали платить меньше. Сразу куда-то призывы жертвовать собой подевались :)
У нашего института довольно большая территория. Но при этом пропуск на машину даже для своих сотрудников – платный, и стоит он 4 тысячи в год. Т.е. ползарплаты. Но самое смешное началось, когда я с осени перевелся на 0,1 ставки. В пропуске мне отказали: мол, вы не на полную ставку работаете, значит вам и не положено. Это при том, что пропуск – платный! Я уже молчу о том, что с нынешней зарплатой мне нужно работать 5 месяцев, чтобы накопить на этот пропуск.
За последние несколько лет студенты стали на редкость пассивными. У них совершенно пропали амбиции. Я регулярно предлагаю им подработку, связанную с программированием. Для студента вариант идеальный: без отрыва от учебы, с получением опыта прямо по специальности, интересные проекты, да еще и платят нормально. Никто не хочет. Никто!
В осеннем семестре у меня была группа – 1-й курс. Как всегда, я заприметил несколько умных ребят, которым я был готов поставить пятерки на сессии. Но на экзамене они плохо решили задачи. Учитывая заслуги, одному из них говорю: «Ты ответил на четверку с минусом. Если ты сейчас решишь еще одну задачку, то я поставлю тебе пять.». На что слышу ответ – ему и четверка – большая радость. Получает ее и довольный уходит. Где же амбиции, где же желание быть лучшим? Пару пятерок я все же тогда поставил, но все с натяжкой. Скорее, по принципу – чтобы хоть кому-то пятерка досталась.
В итоге все это выливается в то, что человек через 5 лет подрастет, появятся зарплатные амбиции, не подкрепленные никаким опытом и умениями.
Еще один показательный случай. От одного из наших текущих клиентов я получил проект: спроектировать печатную плату, рассчитать ее электромагнитную совместимость, тепловой и климатический режимы и т.п. У нас в институте этим занимается целая кафедра. Помню, как мучительно нам давались курсовые работы по этой кафедре. Иду туда, встречаюсь с одним из самых толковых преподавателей. Показываю проект, предлагаю взяться. На что слышу убийственный ответ: «Проект очень интересный, но у нас просто никто его не потянет. Все разучились, никто уже такое не сумеет сделать». Подумать только, целая кафедра занималась этой темой, а теперь не может взять реальный проект..
Была и недавно история про деньги, которые пришли от мин.образования на дополнительную оплату труда преподавателей, но эти деньги так и растворились в руководящих органах института. Ну об этом даже писать неинтересно, сейчас это банальная ситуация.
Иногда пытаются «оживить» процесс и проводят всевозможные конференции студентов и аспирантов. Сама по себе идея неплохая. Студентам, которые занимаются чем-то дополнительно (в рамках специальности, конечно), предлагается рассказать о своих достижениях – выступить перед сверстниками и опубликоваться в сборнике работ. Но какой там бред предлагают… Например, как-то выступал там дедушка-профессор, вместо своего аспиранта. Предлагаемый проект – бред полнейший. Идея «притянута за уши», а накладных расходов столько, что она никогда в серию не пойдет. И так с большинством работ. Причем если явно начнешь идею критиковать, то встретишь ожесточенное сопротивление – никто даже не собирается прислушиваться к мнению со стороны.
Грустно это все. И очень, очень обидно за свой ВУЗ. С громким именем, с хорошей историей. И в такое превратили его…