Система симуляционного обучения микробиологии

Для компании «Гален» мы разработали технический проект системы обучения для врачей-микробиологов.

Сегодня в России активно развиваются симуляционные методы обучения врачей. Существует множество макетов различных частей человеческого тела, на которых учащиеся отрабатывают практические навыки.

Компанией «Гален» совместно с Северо-западным Государственным Медицинским Университетом было принято решение разработать подобную систему и для микробиологии.

Работа реального врача-микробиолога в лаборатории заключается в следующем:

  • Исходная цель - определить, какой именно вид микроорганизмом присутствует у пациента и назначить соответствующий им антибиотик.
  • Биоматериал пациента (кровь, слюна и т.п.) помещается («сеется») в специальную питательную среду в т.н. «чашке Петри»;
  • Чашка с посевом выдерживается при определенной температуре некоторое заданное время (порядка суток);
  • Врач достает чашку и визуально смотрит на рост колонии бактерий. Исходя из этого, делаются выводы о том, какие именно бактерии присутствуют в пробе, либо выносится решение о продолжении наблюдения или даже новом посеве;
  • После определения вида микроорганизмов выбирается антибиотик и выполняется проверка - действительно ли бактерии чувствительны к нему.

Нашим заказчиком в ГКБ №67 был установлен современный аппаратный комплекс, значительно упрощающий рутинные процедуры в лаборатории. Он работает по следующему принципу:

  • Лаборант сеет биоматериал в одноразовую чашку Петри, сканирует ее штрихкод и сопоставляет с ФИО пациента, вводит исходные данные;
  • Чашка автоматически уезжает в зону термостатирования и выдерживается там заданное время;
  • По истечению времени нужная чашка автоматически извлекается и помещается под объектив фотоаппарата, производится ее снимок;
  • Врач за своим ПК просматривает снимки, визуально отмечает колонии и выбирает дальнейшие действия (продолжить термостатирование, утилизировать чашку, вынести решение и т.п.);
  • Результаты заносятся в систему и затем автоматически попадают в карту пациента;
  • Лечащий врач пациента видит результаты и назначает необходимое лечение.

Проектируемая система обучения призвана решить сразу две важных задачи:

  • Проверить квалификацию врача-микробиолога - правильность выбора среды посева, определения вида микроорганизмов и т.п. Для этого в системе задается множество вопросов, показываются реальные снимки посевов, проверяется правильность ответов на все вопросы, правильность пометок колоний и т.п.
  • Обучить врача работе с лабораторной системой, с которой ему придется столкнуться в реальной работе. Для этого интерфейс, в котором врач сдает тест, максимально приближен к интерфейсу рабочего ПО анализатора.

Ниже приведено несколько скриншотов проекта системы.

Любой тест состоит из 4-х шагов. На 1-м шаге врач отвечает на перечень вопросов, на 2-м шаге врач должен отметить колонии на фотографии чашки, на 3-м и 4-м шагах - выбирает вид бактерий и антибиотик, который должен быть применен в данном случае.

Настройка ответов на 1-м шаге:

Система обучения микробиологии

Настройка ответов на 2-м шаге:

ПО для экзаменов в ВУЗе

Начало прохождения теста экзаменуемым - ответ на вопросы 1-го шага:

Система обучения микробиологии

Экзаменуемый отвечает на вопросы 2-го шага:

ПО для экзаменов в ВУЗе

После завершения теста сразу можно видеть результат:

Система обучения микробиологии

В таком виде результаты видит преподаватель:

ПО для экзаменов в ВУЗе

Предусмотрена выгрузка результатов в ВУЗовскую информационную систему.