Программно-аппаратный комплекс мониторинга систем кондиционирования
Комплекс предназначен для удаленного мониторинга и управления кондиционерами Daikin.
Разработчик аппаратного обеспечения: ЗАО «Висат-сервис».
Разработчик программного обеспечения: ООО «Невлабс».
Архитектура комплекса
Основные элементы представлены на рисунке:
Устройства «СРК-М» осуществляют мониторинг кондиционеров и окружающей среды. Данные, накопленные устройствами, собираются серверным приложением в базу данных. Клиентское приложение подключается к серверу и позволяет просматривать всю накопленную информацию и производить настройку системы.
Связь между СРК-М и кондиционерами – путем использования специализированных адаптеров. Связь между сервером и СРК-М – по протоколу TCP (возможна работа как в локальной сети, так и через интернет), либо по COM-порту. В обоих случаях используется система команд Modbus. Связь между клиентским приложением и сервером – по протоколу HTTP.
Серверное приложение выполнено в виде службы Windows (Windows Service). Клиентское приложение выполнено в виде стандартного оконного приложения Windows. В качестве базы данных может использоваться любая версия Microsoft SQL Server, в т.ч. бесплатная SQL Express.
Устройство «СРК-М»
Физическое сопряжение с кондиционерами имеет устройство «СРК-М». Его основные функциональные возможности:
- Включение/выключение кондиционеров (до 3 шт. на устройство);
- Мониторинг состояния кондиционеров (работает, не работает, сигнал аварии и т.п.);
- «Ротационная» работа кондиционеров для равномерности износа (попеременная работа 2х кондиционеров из 3х);
- Мониторинг внешней среды: температура в помещении, напряжение питания 220 вольт, сигналы внешней тревоги и т.п.;
- Хранение данных мониторинга во внутренней памяти.
Внешне устройство выглядит следующим образом:
Серверное приложение
Серверное приложение с заданной периодичностью связывается с устройствами СРК-М и запрашивает следующие данные:
- • Текущее состояние кондиционеров (работают, не работают, есть ли аварийный сигнал и т.п.);
- • Текущее состояние окружающей среды (температура, напряжение питания и т.п.);
- • История состояний, накопленная устройством во внутренней памяти.
Таким образом, сервер производит одновременно и мониторинг собственными средствами (за счет периодического опроса текущего состояния), так и мониторинг средствами СРК-М. Это позволяет обнаруживать проблемные ситуации даже в том случае, если во время их возникновения не было связи между сервером и СРК-М.
Все полученные данные сохраняются в базу данных.
Кроме того, в аварийных ситуациях устройства инициируют связь с сервером самостоятельно (например, в случае пожара или сбоя по питанию). Такие данные сервер незамедлительно передает на клиентское приложение.
Клиентское приложение
Ниже показан основной экран:
Слева находится общее дерево устройств, заведенных в системе. Устройства могут группироваться по уровням.
Справа сверху показана карта (загружается пользователем в виде картинки), на которой размещены устройства и группы устройств.
Цвет точки на карте обозначает текущее состояние:
- Зеленый – нормальное состояние;
- Синий – потеряна связь;
- Красный – аварийная ситуация.
Если точка на карте отображает не устройство, а группу устройств, то ее цвет формируется по принципу «наихудшего состояния».
Кликая на точку карты, пользователь раскрывает новый уровень:
Если пользователь кликнул по устройству, то раскрывается информация о его состоянии:
Основной экран устройства показывает его текущее состояние: время наработки кондиционеров и их текущий режим, температуру в помещении и другие технические параметры. Нажав кнопку «Экстренный опрос», можно сделать внеплановый мониторинг устройства.
В другой вкладке доступны данные мониторинга в графическом виде:
Снизу, на графике температур, одновременно показывается состояние кондиционеров: когда какой из них работал/был выключен, когда были аварийные сигналы и т.п.
Данные можно экспортировать в виде изображения или Excel-файла.
Историю мониторинга, которую устройство записало во внутреннюю память, можно просматривать на вкладке «Журнал»:
Во вкладке «События» отображаются все изменения, связанные с аварийными сигналами, посылаемыми по инициативе устройств:
Вкладка «Настройки связи» позволяет указать параметры соединения с устройством и требуемую периодичность опроса:
Настройки самого устройства задаются на отдельной вкладке:
Настройка сервера
Для настройки сервера создано отдельное приложение-конфигуратор, позволяющее сделать сложные настройки и проверить их корректность. Так, например, при указании входящих портов сервера сразу производится автоматическая проверка на их «незанятость»:
После того, как все настройки выполнены, пользователю предлагается распечатать настройки для клиентского приложения (адрес подключения и т.п.):
Уведомление о событиях
Сервер позволяет при получении событий от устройств запускать любой произвольный исполняемый файл (exe, cmd, vbs и т.п):
Аналогично можно настроить отсылку уведомлений по e-mail:
Подсказки пользователю
Для проверки работоспособности сервера в клиентском приложении есть отдельный модуль, проверяющий доступность сервера:
В системе предусмотрено понятное отображение наиболее типовых сбойных ситуаций. Например, в случае неправильной настройки подключения клиента к серверу выводится следующее сообщение:
Если пользователь кликает на подсказку (отображается синим шрифтом), то ему показывается небольшая инструкция для проверки настроек системы: